Культура

«На страже стальных и воздушных магистралей»

Одновременно с юбилеем Белорусской железной дороги отмечалось 150-летие специализированных органов охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на транспорте.

В заголовок вынесено название 328-страничного иллюстрированного издания (составитель – председатель совета ветеранов УВД на транспорте Николай Верхов). Книга журнального формата вышла в свет в 2012-м тиражом в 320 экземпляров. Один из них приобретен Лунинецким ОВДТ, начальнику которого Олегу Кляцко выражаю благодарность за содействие в написании обзора.

«Краткая история развития железнодорожного транспорта…»
Упоминается появление в 1884 году важного направления – Вильно-Лида-Барановичи-Лунинец: «Оно  способствовало перевозкам хлеба  с  севера Украины и вывозке леса в промышленные районы. Вместе  с другими образовало сеть Полесских железных дорог». Станция Лунинец представлена и на карте (стр. 11) железнодорожной сети Беларуси, которая в начале ХХ века занимала одно из первых мест среди других районов России: «Протяженность магистралей составляла 2837 верст. На 1 тысячу кв. верст приходилось до 20,7 версты железнодорожного пути».

При нахождении Западной Белоруссии в составе Польши «железные дороги не только не развивались, но и частично демонтировались… Были  сняты вторые пути по линии Микашевичи-Лунинец-Жабинка» (стр. 12).

После воссоединения в 1939-м приказом НКПС были организованы 8 отделений, в том числе – Лунинецкое. «К концу 1940-го товарооборот на  станциях Барановичи, Волковыск и Лунинец возрос в 2,8 раза» (стр. 12).

Брест-Литовская магистраль (куда входило и Лунинецкое отделение) и Минское отделение Западной дороги были объединены, и в июле 1951 г. создана Минская железная дорога. В 1953-м она объединена с Белорусской под названием последней. Станция Лунинец отмечена и на схеме направления транзитных потоков по белорусской железной дороге (стр. 14). В перечне грузообразующих районов назван регион производства стройматериалов (ГП «Гранит»).

«Жандармская полиция на железных дорогах Беларуси (1861-1917 гг.)»
«В 1844-м  создано первое Полицейское управление Николаевской железной дороги и при нем жандармский эскадрон в составе: 10 жандармских офицеров, 2 гражданских чиновника и 166 жандармских нижних чинов».

К 1891-у порядок на железных дорогах Беларуси обеспечивали жандармы 18 отделений, входящих в состав пяти ЖПУ, общее количество личного состава – 453 чина; в 1916-м – 21 отделение шести ЖПУ, 606 служащих. В ведении каждого ЖПУ находилось не более 2 тыс. верст железнодорожного пути, каждого жандармского отделения – 200 верст. Они делились на унтер-офицер-ские пункты, размещенные на станциях (по два унтер-офицера на каждую, на столичные – по три). Секретным циркуляром в ноябре 1867 г. категорически было запрещено принимать на службу в жандармское ведомство «лиц польского происхождения и перекрещенцев из евреев».

За 24 года эксплуатации (1885-1908) только на Полесских жд. было травмировано 6065 человек, из них 526 – со смертельным исходом. В 1901-м среди травмированных, 34 из которых – погибли, 125 человек были рабочими и служащими железной дороги.

Для раскрытия преступлений внедрялись новые методы. В 1914-м  управлением Полесских жд. были закуплены 4 собаки-ищейки и переданы в распоряжение Виленского ЖПУ. Питомник находился на станции Ляховичи.

В 1908 г. сотрудниками Минского ЖПУ была завербована эсерка-максималистка “Смелая”, жительница г. Пинска. Она проинформировала, что решено устроить экспроприацию, объектом которой выбрана железнодорожная касса Пинска. Еженедельно по субботам артельщики свозили сюда с линии деньги и сдавали начальнику станции. Полученная информация была передана в Пинское жандармское железнодорожное отделение. Вооруженных бомбами и револьверами восемь эсеров-максималистов задержали в момент совершения разбойного нападения.

“Органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на транспорте Беларуси от Февральской революции до распада Союза ССР (1917-1990 гг.)”
4 марта 1917 г. Временное правительство упразднило Отдельный корпус жандармов и жандармскую жд. полицию в том числе. Это привело к резкому обострению оперативной обстановки. Для поддержания порядка стали формироваться комитеты военно-народной охраны. В перечне станций – и Лунинец (стр. 58).

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть