ВСЕГО ЧУТЬ БОЛЬШЕ СУТОК ЛЁТУ
Культура

ВСЕГО ЧУТЬ БОЛЬШЕ СУТОК ЛЁТУ

28 часов – из Австралии через Арабские Эмираты в Беларусь



 

Бывшая лунинчанка преодолевает этот путь в третий раз со дня отъезда из родного города. Наше знакомство состоялось заочно: ее письмо опубликовали в «ЛН» 10.07.2009 г. Сестра благодарила за очерк о брате, лейтенанте Станиславе Левашкевиче (1946-1966), погибшем на воинской службе и похороненном на старом кладбище. Через призму времени и событий, изменивших мир и повлиявших на судьбы людей, Ираида Ивановна ЛЕВАШКЕВИЧ вспоминала о лунинецком периоде жизни.

О войне
Родилась в 1942 году. Напротив нашего дома на улице Красная стояло недостроенное здание польской гимназии, которое потерпело от бомбардировок. Военнопленные немцы разбирали завалы, а сердобольные соседки делились с ними картошкой. Моя беременная мама попросила, чтобы немцы сделали колыску. В ней и убаюкивали новорожденного Стасика…

О школе
Училась в СШ №1, выпускница-1959. Первая учительница – немолодая Стефа Карповна Савицкая. Чудесным педагогом и человеком была классный руководитель Нина Васильевна Командис. Когда она обращала пристальное внимание на левый ряд класса, знали: вызовет кого-нибудь из правого ряда. И наоборот… Историю преподавал Георгий Александрович Вайндрах. Был настолько увлечен своим предметом, что на уроках, не мешая монологам учителя, ученики спокойно читали романы. Увы, кого в детстве интересует прошлое?..

О работе
Старший бухгалтер районного узла почтовой связи Николай Романович Карпель, отец подруги Ирины, устроил на работу счетоводом. Потом меня определили подменной – на замену отпусков ездила по всем сельским почтам. Еще 4 года работала главным кассиром – чемоданами носила в банк деньги, которые передавали из отделений. С любовью вспоминаю коллег – помогали осваивать азы почтового дела, будучи значительно старше меня. Многое переняла у бригадира Марии Денисовны Рыбчинской – ей было 30 лет, мне – 17. С годами разница в возрасте делается менее заметной… Сейчас в Лунине состоялась волнующая встреча с бывшими начальником почты Василием Трофимовичем Корчиком и почтальоном Ольгой Петровной Малейчик. Всех помню, с радостью ощутила, что помнят и меня.
Когда брат погиб, родители стали бояться моей профессии, связанной с деньгами: мол, если допущу ошибку и возникнут проблемы, этого они не переживут. Заставили перейти в МУОС, где работала еще 7 лет секретарем. Заочно окончила финансовый факультет Столинского сельхозтехникума.

О семье
Двоих детей мама родила в молодости, двоих, позже, во втором браке. Разница между старшей дочерью и младшим сыном составляла почти 30 лет.
Анна «при Польше» перешла границу. Советские пограничники не поняли ее коммунистических устремлений, арестовали и выслали в Казахстан. С началом освоения целины вышла замуж за тракториста и переехала в Краснодарский край. В конце 1990-х годов, когда я стала восстанавливать связи с родными, на свои обращения не получила ответа…
Мария, во время войны была вывезена в Германию. О ее судьбе узнали только в 1958 году, когда в Лунинец пришло письмо на польском языке на адрес «польских часов»: улица Широкопесковая. Спасибо почтальонам – разыскали. Так узнали, что она вышла замуж за такого же остарбайтера, поляка, с ним уехала в Англию, затем – в Австралию… В 1970 году сестра посетила Лунинец.
Обрадованная долгожданной встречей с дочерью, мама взяла с нее слово, что Мария позаботится обо мне. Переживая смерть сына, мама, как говорили, ночевала на кладбище. В 1972-м умерла – 7 ноября, когда все отмечали Октябрьские праздники…

О выезде
Сестра прислала мне приглашение, действительное в течение года. Начались мои «турне» по стране и «компетентным» органам: Лунинец, Брест, Минск, Москва. Оформить визу было сложно. Обратилась в райком партии, просила помочь. Ответили: это вам не в Чучевичи ехать… На душе остался неприятный осадок, даже здание на центральной площади долго вызывало отрицательные эмоции. В в этот раз посетила Центр детского творчества, восхитилась талантами его педагогов и воспитанников. Уже не со страхом буду вспоминать кабинет первого секретаря, а с улыбкой – здесь размещен кружок мягкой игрушки с забавными изделиями золотых рук юных и взрослых лунинчан…

Австралия
Все же мне дали разрешение на выезд. 7 ноября 1974-го, во вторую годовщину смерти мамы, прилетела в Австралию. Через год вышла замуж за югослава, прибывшего в страну за 5 лет до меня. Он понимал по-русски, я учила английский язык. Живем в 100-тысячном городе Баларат, в 120 километрах от Мельбурна. Вначале убирала контору, потом работала на фабрике по изготовлению полиэтиленовой тары. Сейчас на пенсии – в Австралии пенсионный возраст 65 лет и для мужчин, и для женщин.
Было трудно. Ничего с неба не упало. Просто там раньше была создана гибкая банковская система, которая сейчас действует и у вас. Те, кто работал, мог купить в кредит дом, машину, бытовую технику.
Выросли два сына. Один – программист в банке, другой – работает на автоскладе. Оба – австралийцы. Здесь национальность указывают не по крови, а по земле. Как и большинство моих нынешних сограждан, сыновья имеют смутное представление о Беларуси.

Ностальгия
Посетила малую родину в 1997, 2006 годах и ныне. Вспоминаю, как в детстве часами сидели возле магазинчиков, какие очереди выдерживали за обыкновенным хлебом… Радуюсь, что сейчас магазины полны продуктами и товарами. Восхищаюсь преображенным городом. Счастлива, что ваш Президент Александр Григорьевич Лукашенко так поднял Беларусь! Встречаюсь с друзьями детства. Молодеем на глазах, вспоминая, как на каникулах пропадали в лесу, собирая ягоды и грибы, наблюдая за его обитателями. Нельзя передать словами те чувства, которые вызывает родной кусочек земли. Лунинец, как магнит, тянет и тянет к себе…



Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть