Нарушения речи у детей: почему так происходит и как это исправить?
ЗдоровьеМикашевичиНовости районаОбществоМолодежьОбразование

Нарушения речи у детей: почему так происходит и как это исправить?

К огромному сожалению, с каждым годом количество детей с нарушениями речи растет. Почему так происходит? Рассказывает заведующий ГУО «Детский сад №1 г. Микашевичи» Нина Кислюк:

– Специалисты не могут дать однозначного объяснения. На мой взгляд, это побочный эффект нашего века информатизации. Люди все чаще перестают нормально общаться. Родителям проще включить малышу мультфильмы, чем поиграть с ним, почитать сказку, разучить стихотворение или просто поговорить. Сегодня в нашей стране проблемы нарушения речи выявляют на ранних стадиях. Родители должны осознавать, что с возрастом исправить речь будет уже гораздо сложнее.

В настоящее время в детсаде №1 воспитывается 155 детей дошкольного возраста, из них 13 посещают специальную группу для дошколят с тяжелыми нарушениями речи. К слову, еще одна аналогичная функционирует и в детсаде №4. Кроме того, по согласованию с отделом по образованию райисполкома и центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Лунинца здесь также организовали группу интегрированного обучения и воспитания для детей с интеллектуальной недостаточностью. Ее посещают и малыши, которые по медицинским показаниям не могут постоянно посещать учреждение дошкольного образования, поэтому с ними занимаются на дому.

– В педагогике нет случайных людей! Их и не должно быть! Тем более что дети лучше любой лакмусовой бумажки чувствуют неискренность. Неслучайно практически все наши воспитателей имеют высшую квалификационную категорию и многолетний опыт работы в сфере дошкольного образования. Они используют различные собственные творческие разработки и стараются найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику, в том числе с тяжелой патологией речи. Именно поэтому первые правильные звуки, произнесенные любым из таких воспитанников, для нашей дружной команды – словно бальзам для души, – говорит Нина Александровна.

В ходе индивидуальных и групповых занятий с дефектологом Натальей Кулакевич (на фото с Егором Чумаком) ребенка не просто учат правильно говорить и произносить звуки, но и строить предложения. Много внимания уделяется также тому, как он понимает услышанное. В группе воспитатели заботятся о том, чтобы у их подопечных сформировались навыки общения друг с другом.

– К нам приходят детки с самыми различными нарушениями речи. Но какие бы трудности не ждали наш коллектив, уверена: наши сотрудники с честью справятся с любыми сложностями, а результат обязательно будет радовать. Терпение и доброжелательность со стороны взрослых, неустанное проигрывание ситуаций, проговаривание слов и предложений сделают свое дело, – убеждена Нина Кислюк.

Пункт коррекционнопедагогической помощи для детей с нарушениями речи – еще один формат работы с малышами, которые испытывают трудности с правильным произношением. Много лет он работает на базе микашевичского детсада №2.

– В своей практике применяем самые различные методы и приемы. Однако обязательная часть любого занятия с детьми – это работа над развитием фонематического слуха, проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, – рассказывает заведующий детсадом №2 Галина Макалович. – Порой перепробуем не один метод или направление, пока подберем подходящий тому или иному ребенку способ. В конце учебного года обязательно подводим своего рода итоги – чего удалось достичь, а какие навыки необходимо еще «подтянуть».

Педагоги дошкольного образования не скрывают, что работа идет гораздо быстрее, если трудятся в тесном тандеме с родителями воспитанников. Когда папы с мамами заинтересованы в решении проблем своего ребенка, регулярно выполняют с ним задания учителя-дефектолога, то и первых положительных результатов не придется долго ждать. К сожалению, такой отклик и понимание специалисты находят не всегда.

– Отправляясь на прогулку с ребенком, начните говорить с ним. Расскажите, например, какая красивая желтая листва у клена или о хризантеме – с красными лепестками и шершавым стеблем. Укладываете спать? Найдите полчаса и прочитайте ему сказку. Пусть ваш малыш еще не говорит самостоятельно, но у него начнется накапливаться пассивный словарный запас, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни. Если же в вашем доме скудная речевая среда и преобладают звуки работающих гаджетов, то и мыслительной деятельности у такого малыша не будет. Разве только о первичных потребностях, – дает советы Галина Максимовна.

Люди по-разному воспринимают слово «счастье». Но в большинстве своем, мы счастливы, когда здоровы наши дети. Микашевичские педагоги дошкольного воспитания всегда готовы к диалогу с родителями, чтобы подсказать им массу способов, как помочь ребенку решить его речевые проблемы. Ведь это так важно, чтобы маленькие жители города росли здоровыми и уверенными в себе. А умение четко, красиво, грамотно говорить – одна из составляющих успеха на этом пути.

Наталья ЛЯЛЮК. Фото автора.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram



Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть