Свет родного Мира
Дом, где родился ветеран локомотивного депо Лунинец Георгий ЕРМОЛОВИЧ, стоял у стен древнего замка.
Мальчишкой облазил мощные башни и укрепления. Признается, что в голодное военное детство познавал окрестности не столько из-за любопытства, сколько в надежде найти что-то съестное. Здесь сменялись немецкие части, идущие на фронт и те, кто возвращался. Иногда после их ухода на земле удавалось обнаружить консерву в жестяной банке или печенье в бумажном пакете.
В год освобождения парню исполнилось 11 лет. Без отца, которого убили оккупанты, взрослел рано. Двух старших братьев призвали в Красную Армию, сестра уехала на восстановление шахт Кузбаса. Мамин помощник, окончив «семилетку» в 1949-м, был направлен в Волковысское железнодорожное училище.
– Тогда не выбирали, куда пойти учиться, – подчеркивает Георгий Александрович. – Мы считали, что нас мобилизовали на учебу, как и после завершения ее – на работу. Распределялись на 4 года и старались оправдать доверие трудового коллектива.
В 1951-м в депо Лунинец появился молодой специалист. Слесарь-котельщик вскоре стал помощником машиниста углеподъемного крана. На курсах в Орше освоил управление паровозом. Через несколько лет практические навыки помогли успешно окончить Гомельскую школу машинистов. Уверенно став на ноги, создал семью. Избранницей железнодорожника стала уроженка Новогрудского района, учительница (тогда – в деревне Ракитно, затем – в Лунинце), преподававшая белорусский язык и литературу.
– Работал в грузовом движении, – вспоминает Георгий Александрович. – В 1963-м на рельсы вставали механизмы нового поколения. Изучать вождение тепловоза в Оренбург направили четверку лунинецких машинистов. Иван Филоник впоследствие выехал в Гродно, Хилюков – на Украину. В Лунинце оставались двое. Алексей Грабежов умер в прошлом году…
Собеседник на минуту замолкает. Затем продолжает рассказ о том, как – вновь же в числе первых – был направлен в Минск на определение уровня квалификации. Когда на нашем железнодорожном узле ввели «вильнюсское плечо», заочно окончил техникум в столице Литвы. Позднее подтверждал первый класс профессионализма в Управлении Белорусской железной дороги. Один из спорных моментов доказывал комиссии, заставив восемь авторитетных специалистов обратиться к инструкции, а затем признать правоту испытуемого.
Точность и ответственность, необходимые на стальных магистралях, стали слагаемыми образа жизни. К сожалению, 20 лет назад потерял Веру Владимировну – верную спутницу, с которой вырастили двоих сыновей. Но распорядок дня и на заслуженном отдыхе остался прежним. Подъем – в 6 утра. Летом на рассвете едет на дачу, где на пяти «сотках» ухожены огород и сад (особенно радует урожай сочных груш). Возвращаясь домой, занимается хозяйственно-бытовыми делами. Зимой большую часть свободного времени посвящает любимому увлечению – чтению. В домашней библиотеке – почти полтысячи книг. Предпочтение отдает военной литературе. Эта же тематика привлекает в телепрограммах.
– Стараюсь хотя бы раз в год на Радуницу посетить кладбище в Мире, почтить память родителей, – исполняет общечеловеческий долг Георгий Александрович. – А сейчас родная могила появилась и в Подмосковье – в Кубинке. Сын Александр, офицер, преподаватель высшего военного училища, к сожалению, утонул. Ему было немногим более 50-ти…
Отцовскую старость поддерживает младший сын, который остался в Лунинце. Владимир Ермолович работает заместителем директора политехнического колледжа.
С 80-летием в нынешнем июле главу рода поздравили три внучки и внук, который обосновался на Украине. Самым же большим богатством юбиляр считает друзей, которые также, как и он, лучшие годы жизни отдали железной дороге. Под «вечный двигатель» станции Лунинец засыпает Георгий Александрович, в снах возвращаясь под своды древнего Мира, ныне известного далеко за пределами Беларуси.