Почему гордыня считается смертным грехом? Над вопросами читателей «ЛН» размышляет протоиерей Сергий Крышталь (Лунинецкий район)
МикашевичиНовости районаОбществоНа шляху да храма

Почему гордыня считается смертным грехом? Над вопросами читателей «ЛН» размышляет протоиерей Сергий Крышталь (Лунинецкий район)

Почему гордыня считается смертным грехом?  Над вопросами читателей «ЛН» размышляет настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» протоиерей Сергий Крышталь:

В христианстве – это один из основных человеческих пороков. Гордость иногда называют «сатанинским грехом»: из-за этого недуга злые духи отпали от Бога.

Апостол Марк указывает, что гордость, исходя из сердца человеческого, очень быстро превращается в страшное зло, которое оскверняет его. А из библейской истории знаем: осквернившийся человек не мог служить Богу и находиться в святыне. Святитель Иоанн Златоуст в перечне грехов на первое место ставит гордыню: от нее исходят и зависть, и ненависть, и гнев. Гордец одержим всеми этими страстями. Премудрый Сирах утверждает в Библии: «…Начало греха – гордость». Сколько бы ни совершали добрых дел, этот порок не позволяет им укрепиться в нас.

Гордыня вместе с тщеславием являются основой всех грехов и страстей. Они тесно связаны между собой. Усиление одной страсти порождает другую. Чтобы победить гордость, нужно, прежде всего, подавить тщеславие. Казалось бы, такое безобидное чувство – стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих! Но тщеславие испытывает потребность в подтверждении своего превосходства, сопровождается желанием слышать от других людей лесть в свой адрес.

Один из моих знакомых в шутку, как ему кажется, говорит: «У меня единственный недостаток – я чертовски хорош». Человек, находящийся в таком состоянии лишен критической самооценки своих поступков, слов и мыслей. Он считает себя во всем правым. У него всегда неизбежен конфликт с окружающими, т.к. гордец слышит только себя и больше никого, даже тех, кто его очень любит. Богословы ХХ века писали: «Природа всех конфликтов – это нежелание слышать и слушать друг друга». Гордец не признает в себе недостатков, а если и осознает их, то не считает виновным себя. Такой человек полагает, что и в познании, и в деятельности может обойтись собственными средствами. Единственным критерием для его мыслей, настроения и действия является тот, который он сам устанавливает. Гордец утверждает свою духовную самостоятельность. Он убежден в безусловности своей личности, для которой Бог уже не нужен, он становится сам себе богом, считает себя первым и последним принципом, присваивая себе права Творца.

По мнению преподобного Иоанна Лествичника, гордость «есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете». Посоветовал бы всем запомнить простую истину от апостола Петра: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Подписывайтесь на наш Telegram



Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть