«Орнитологи» позвали на площадь, или Автомобилисты против… аккумуляторов
Построенный под Брестом завод «АйПауэр» планирует в марте выпустить первую партию аккумуляторов. Еще одно предприятие в свободной экономической зоне – это 138 рабочих мест, инвестиции ($26 миллионов), ожидаемые налоговые поступления также исчисляются в миллионах. Они материализуются в заасфальтированной улице, отремонтированной поликлинике, построенной спортплощадке или других общих благах. Казалось бы, в плюсе будет как владелец будущего завода, так и местные жители. Но увы…
Кстати, о птичках
Всё время стройку сопровождал ажиотаж, эхо которого доходило от Бреста «до самых, до окраин» области, и даже сейчас шумиха в интернете не прекращается. Жители окрестностей не обрадовались соседству с заводом, что, конечно, понятно: не пряники здесь будут производить, а свинцовые батареи. Хотя требования закона выполнены: расстояние от предприятия до ближайшего жилого дома должно составлять не меньше 500 метров, а ближайшая деревня – в 750 метрах, дачный поселок – в 1200 метрах. Брест и «АйПауэр» разделяют 4 километра.
Досады добавило жителям приграничья то, что объявленное общественное обсуждение они, попросту говоря, прозевали. Объявление – явно не беллетристика, но, выходит, иногда читать местную прессу от корки до корки и регулярно заходить на сайты местных госорганов бывает всё же полезнее, чем «зависать» в социальных сетях или «перемывать» новости двора. Зато потом обсуждение темы началось такое, что только держись. Подогревать публику, внимающую самым мрачным прогнозам, принялись «бесстрашные правдорубцы» блогеры, в жажде легкого рейтинга гордо позируя в майках, словно в доспехах. Только вот надписи на животах ясных соколов – несгибаемых борцов с аккумуляторами почему-то на иностранном языке… Но на это мало кто обратил внимание. Общественность, уверовав в предсказания об экологическом Армагеддоне, забурлила. Тут-то и объявились «орнитологи». Ну, те, кто предложил местным жителям выходить на главную площадь Бреста покормить голубей. При чем тут голуби, ведь на сайте протестующих против строительства писали, будто территория завода – ареал обитания хохлатого жаворонка, «птицы, занесенной в Красную книгу»? Да собственно говоря, ни при чем. Дела до птах, как и до природы, закулисным «орнитологам» никакого. Для них главное было регулярно собирать противников аккумуляторного завода под предлогом угощения «птиц мира», но, увы, отнюдь не с мирной целью – чтобы как следует «наэлектризовать» ситуацию перед очередной избирательной кампанией. Попытаться трансформировать недовольство ничего не подозревающих людей, которых волнует прежде всего собственное здоровье, в противостояние с властью. Куда уж тут Чумаку с Кашпировским! Это вам не воду заряжать!
«Анархисты-гринписовцы»
Протест, изначально заявленный как экологический, превратился в ничем уже не прикрытую обыкновенную политическую кампанию. На сходки «кормильцев голубей» зачастили заезжие столичные оппозиционеры, которым прежде не было никакого дела ни до пернатых друзей, ни до экологии, ни тем более до проблем жителей областного центра. Впрочем, как и сейчас – главное пропиариться, дешево подкупить доверчивый электорат популистской «солидарностью», которая, однако, погоды не делает.
Одну из таких «прогулок по городу» освещал сайт «Брестской газеты». На фото крупным планом… Кто бы вы думали? Разжиревшие от регулярного питания довольные голуби? А вот и нет! Шагают дружно в ряд первые лица партии «Белорусская христианская демократия», движения «За свободу» и ОГП. И что вы думаете, вышли они со скорбным челом радетелей за экологию? Ничуть не бывало. На лицах – безмятежные улыбки. Как-то странно они переживают за местных жителей и окружающую среду. Лучше бы голубей покормили, не пожалели, от души сыпанули пернатым крошечек белого хлеба – уж точно побольше было бы пользы для природы. Но у этих деятелей другие цели. Они предпочитают «крошить батон» на власть. Строят аккумуляторный завод – плохо: «Экологию загубить решили». А не построят – тоже плохо. Сразу послышатся крики: «Где рабочие места? Где инвестиции? Экономику загубить хотят!»
А сейчас, уважаемый читатель, приготовьтесь, как в цирке… Заварушка вокруг завода привлекла и… Анархистов! На одном из видеохостингов можно обнаружить ролик, сопровождаемый душещипательным пояснением: «Анархисты выступают против строительства вредного для экологии производства вблизи города…» Это ж с каких пор сторонники самых безбашенных методов стали такими сознательными гражданами? Вы можете себе представить бескомпромиссного радикала, с упоением вдыхающего аромат полевых цветов или с умилением наслаждающегося трелью жаворонка? Но факт остается фактом: анархисты в Бресте неожиданно оказались натуральными «гринписовцами»!
Или заварушка перешла в ту стадию, когда уже никто не помнит, с чего всё началось. Главное – сам процесс!
А что думают ученые?
В шуме-гаме кто услышит голос профессора? На изучение какой-либо сферы нужно потратить десятилетия, поэтому таких людей много не бывает. Это не многочисленные крикуны, которые, едва окончив какие-нибудь краткосрочные актерские курсы, тут же возомнят себя всезнающими академиками и начинают щедро делиться налево и направо своим «авторитетным» мнением по любому поводу. И столько в их словах уверенности, и столько в их лицах благообразности, что волей-неволей заслушаешься и поверишь… И всё же давайте прислушаемся к профессору Сергею Жданку: «Недалеко от завода проходит трасса М 1/Е30. Эта автодорога оказывает куда большее влияние на окружающую среду, чем любой современный завод по производству аккумуляторов». Своим суждением заслуженный деятель науки поделился с «Советской Белоруссией», но после его заявления о том, что «даже в Бресте есть немало производств, которые куда опаснее» у представителей оппозиции вряд ли остается шанс привычно объявить не устраивающую их публикацию «заказом власти».
В открытом письме против строительства производства аккумуляторов, размещенном в сети, называются брестские предприятия, которые в разы опаснее по выбросам свинца. Так почему же, спрашивается, строительство именно аккумуляторного завода вызвало такую тревогу? Еще один довод в пользу того, что кому-то было выгодно взрастить у местного населения ожидание экологической катастрофы, граничащее с предчувствием конца света. В интернете можно встретить версии, в которых приводятся аргументы в пользу того, что самые отчаянные «борцы с аккумуляторами» имеют связи с польским бизнесом. Насколько достоверны публикуемые в сети документы – вопрос, но не буду спешить спорить с теми, кто пишет: конкуренты польским аккумуляторным заводам не нужны. В 2017 году мы приобрели у страны-соседки аккумуляторов более чем на 20 миллионов долларов (цифра – из статистического сборника «Внешняя торговля Республики Беларусь»). Захотели бы вы добровольно расставаться с таким доходом?
«Наверно скоро мы ходить разучимся…»
Вы еще не забыли, что сказал уважаемый профессор о воздействии автотрассы на экологию (см. выше)? А между тем на одну из акций против строительства около Бреста источника выбросов свинца местные жители прикатили к аккумуляторному заводу именно… на автомобилях. Ни один из которых не обходится без аккумулятора. Даже эти люди, которые, казалось бы, задумались о влиянии технологий на здоровье, не нашли в себе сил хотя бы один раз, хотя бы показательно отказаться от машины. По данным Национального статистического комитета 2017 года, на 1000 жителей Брестчины, не исключая годовалых карапузов, которые ходить толком не научились, приходилось 325 легковушек (а есть еще грузовики, автобусы!). И загруженность городских улиц дымящим выхлопной трубой транспортом не вызывает той озабоченности, которую вызвало строительство аккумуляторного завода. Понимаю, когда старичок-дачник садится за руль, чтобы отвезти на свои десять соток рассаду помидоров. Но посмотрите, что многим молодым и здоровым уже лень пройти квартал, надо обязательно за руль! Каждый день заботливые папаши и мамаши подвозят детей (которые и так сутками сидят, уткнувшись носом в гаджеты) к самой школе, хотя до нее – рукой подать. А ведь это становится привычкой, и лет через 30–40 эти дети будут искать здоровье у врачей! (Но зачем что-то менять – всё, включая геморрой, потом можно списать на свинец).
Скажете, что таких примеров нет среди тех, кто протестует против аккумуляторного завода? Сомневаюсь, что не найдется среди них и тех, кто ставит автомобили на газоны. Кто считает, что место обязательно должно обнаружиться именно там, где он или она решил остановить машину. Кто не прочь превратить свой двор в асфальтобетонную пустыню. Чтобы подарить лишний глоток кислорода, а летом спасительную тень этим же кипящим от негодования водителям, дереву нужно расти не одно десятилетие. Но вот решение мгновенно найдено: «Срубить и расширить парковку!»
Такие же скоропалительные и однозначные выводы сделаны обывателями и относительно аккумуляторных заводов: это вред. Почему-то никто из протестующих не задумывается, куда «уходят» отжившие свой век аккумуляторы. До 2013 года, когда был построен аккумуляторный завод в Белоозерске, промышленной переработкой автомобильных источников электропитания в Беларуси никто не занимался, утверждает в репортаже с производства Валерий Цапков. Да, соглашается автор «Брестского вестника», свинец народ сдавал и прежде. Но как? Раскурочив старый аккумулятор, доставал 3 кило пластин, а 6 килограммов свинцовой пасты с электролитом отправлялись в ближайшую канаву. Ну, а некоторые, смею предположить, и вовсе не озадачивались – воровато оглянувшись, доставали отработавшую свое батарею из багажника и бросали под первый попавшийся куст за городом. Аккумулятор служит в среднем 5 лет. Хотя бы приблизительно оценим масштабы небезвредных отходов. Всего в Беларуси в частной собственности в 2017 году находилось без малого 3 миллиона легковых автомобилей, свыше 137 тысяч грузовиков, более 11 тысяч автобусов. Так что же, производства по изготовлению аккумуляторов и их утилизации в нашей стране так уж никому не нужны?
Именно спрос рождает предложение – этот тезис в экономике давно стал аксиомой. Если бы большей популярностью пользовался двухколесный транспорт, под Брестом вырос бы не аккумуляторный, а велосипедный завод. Без всяких протестов – предприниматель всегда занимается тем, что принесет прибыль. Как это ни печально, но в этой истории горожане вспомнили об экологии только тогда, когда по соседству с ними возник завод, и начали бороться… со следствием своего же образа жизни. Совершить маленький подвиг во имя собственного же здоровья – оставить лишний раз железного коня передохнуть в гараже (я уже не говорю о том, чтобы выйти всей семьей и посадить у себя во дворе дерево), видимо, гораздо сложнее, чем «кормить голубей» и искать крайнего.
Виталий ГЕРЦЕВ