Шестое Всебелорусское народное собрание

Право решать — за народом

Самобытность и народовластие

Неоднократно повторялись, что наше собрание уходит корнями к славянскому вече. Эксперты припоминали и белорусскую народную толоку, то есть обычай помогать друг другу всем миром, делать что-то сообща. Все это верно. Но когда в 1996 году в разгар острого политического кризиса обсуждались пути выхода из него, то вспомнили о двух вполне конкретных событиях из нашей истории.

Одно из них — Всебелорусский съезд в декабре 1917 года. Поистине уникальное, беспрецедентное явление.

Тогда представители разных политических партий, групп, идеологических течений собрались в Минске и после горячих споров сумели найти компромисс. Всех объединила одна цель: строительство белорусской государственности. Кстати, в бурную революционную эпоху различные формы внепарламентского народовластия были весьма популярны и пользовались значительным доверием граждан. К ним в определенной степени можно отнести и Учредительное собрание, и Советы. Последние активно участвовали в формировании народной милиции, энергично содействовали созданию фабрично-заводских комитетов и профсоюзов рабочих и служащих, солдатских комитетов в войсках, крестьянских — на селе.

Другое — Народное собрание Западной Белоруссии, проходившее 28—30 октября 1939 года в Белостоке.

В острый исторический момент вновь понадобились самобытные формы широкого народного представительства. 17 сентября 1939 года в условиях развала польского государства, ставшего жертвой агрессии нацистской Германии, войска Красной армии предприняли освободительный поход в Западную Белоруссию и Западную Украину. Завершился 20-летний период польской оккупации.

На повестке дня встал вопрос оптимизации воссоединения Западной Белоруссии и ­­­БССР, вхождения этих земель в состав ­­­СССР. Решение приняли необычное и нестандартное, поскольку Народное собрание не было прописано ни в Конституции ­­­СССР 1936 года, ни в Конституции ­­­БССР 1937 года. Так ведь и новые территории формально еще не были составной частью советской Беларуси. Не было там и постоянных органов власти. Факты свидетельствуют о том, что выборы делегатов Народного собрания и его работа отмечены значительным подъемом общественной активности, когда люди сами влияли на определение судьбы своей Родины.

Современное Всебелорусское народное собрание не только по названию, но и по духу является прямым преемником тех двух исторических форумов.

Опыт выхода из кризиса

Уже в истории суверенной и независимой Беларуси народному собранию было суждено сыграть стабилизирующую роль в обществе. Это произошло во время конституционного кризиса 1996 года.

В стране разгорелись острые политические дискуссии, затрагивающие фундаментальные вопросы будущего белорусской нации. На фоне очевидного кризиса парламентаризма, который признавали даже оппоненты Александра Лукашенко, Президент 29 августа 1996 года подписал Указ «О созыве Всебелорусского народного собрания». Следует подчеркнуть, что собрание проводилось в полном соответствии с действующей Конституцией, статья 3 которой гласит: «Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ». Основной Закон гарантирует белорусским гражданам право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

В соответствии с указом Президента были созданы республиканский и местные организационные комитеты по подготовке и проведению Всебелорусского народного собрания. Выборы делегатов проводились на заводах и в колхозах, научных и учебных заведениях, воинских частях и по месту жительства. В целом в выдвижении делегатов приняло участие 2,3 миллиона человек. Первое Всебелорусское народное собрание, на котором присутствовало 4740 участников, прошло 19—20 октября 1996 года в Минске. Известный американский исследователь Беларуси Григорий Иоффе, отмечая значимость данного события, назвал собрание «альтернативным общественным форумом». Действительно, наряду с конституционным референдумом 24 ноября того же года первое Всебелорусское народное собрание сыграло существенную роль в мирном урегулировании острого политического кризиса. С тех пор подобные форумы проводятся в нашей стране каждые пять лет.

На новом этапе

Наконец настало время, когда Всебелорусское народное собрание приобретет новое качество. Оно, вполне вероятно, станет конституционным институтом.

На этой неделе на страницах «СБ. Беларусь сегодня» уже приходилось отмечать, что по сути это консультативно-совещательный орган, форма демократии участия. То есть прямого доступа граждан через своих представителей к влиянию на властные институты. При этом есть важное отличие от исполнительной или законодательной ветвей власти. Институты демократии участия не ведут борьбу за власть. Они обеспечивают эффективный контроль общества за действиями политиков и чиновников. Фактически классический парламентаризм становится тесным для современного общества. 

Данная практика достаточно распространена в современном мире. В Великобритании действует около 500 различных совещательных комитетов в статусе публичных органов, во Франции — примерно столько же. При этом Пятую республику отличает большое число чиновников, представленных в таких комитетах и группах. В США еще в 1972 году был принят Акт о федеральных консультативных комитетах, которых сейчас насчитывается почти 1000, а в их работе принимает участие около 70 тысяч человек. Ну и, конечно, классика жанра — российская Общественная палата.

Таким образом, дальнейшее развитие деятельности Всебелорусского народного собрания не только наследует традиции отечественного народовластия, но и находится в тренде современных политических веяний. Очевидно, что придание конституционного статуса собранию потребует решения как минимум трех важных задач.

Во-первых, его новая роль будет означать выход за рамки только консультативно-совещательного органа.

Фактически это будет институт народного, гражданского контроля над органами государственной власти. Следовательно, необходимо детально прописать формы такого контроля, влияния на принятие важнейших политических и социально-экономических решений. А значит, неизбежно принятие дополнительного конституционного закона о Всебелорусском народном собрании.

Во-вторых, в том же законе целесообразно прописать точный порядок выдвижения делегатов на собрание, частоту его созывов и другие процедурные вещи. 

Конституционный статус предполагает детальное нормативно-правовое сопровождение.

В-третьих, изменится организационная структура Всебелорусского народного собрания.

Нынешняя сложилась в условиях созыва форума раз в пять лет без обеспечения его работы, контроля за выполнением решений в остальной период. Сейчас должны возникнуть некие устойчивые и даже постоянные органы. Например, президиум, секретариат, региональные отделения. При этом вовсе не обязательно создавать новые бюрократические структуры. Большинство из них может существовать на общественных началах. Это, кстати, будет подчеркивать и особый статус собрания во всей политической системе.

В любом случае уже очевидно, что шестое Всебелорусское народное собрание, которое пройдет в начале будущего года, станет важным этапом развития современной Беларуси.

Очень многие связывают с ним разрешение тех политических противоречий, которые возникли в нашем обществе. Конечно, нужно быть реалистом, не на все вопросы собрание даст ответы. Но так хочется, чтобы делегаты все же обозначили тот путь, по которому наша страна преодолеет нынешний непростой период своей истории.

, СБ


Похожие статьи


Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть