Общество

Белорусские городки

Сравнительно недавно были опубликованы интересные данные о древних исторических местах на карте Беларуси. Доктор философских наук А. Рогалев, рассматривая происхождение названий Семков Городок, Острошицкий Городок, Давид-Городок и других селений, много внимания уделил и нашему Кожан-Городку.

Автор статьи напоминает, что изначально Кожан-Городок назывался Городок или Городец. Именно как «село Городец» этот населенный пункт указывается в письменных источниках за 1493 год (этот вариант сохраняется и в документах 1930-х гг. – волость «Кожан-Городецкая», улица «Кожан-Городецкая»). Откуда же появилось нынешнее название?

Первоначально укрепленные «городки» с течением времени меняли свою функцию. Из оборонительных поселений они превращались порой в частно-владельческие торгово-ремесленные. Чтобы подчеркнуть это, прежнее название менялось, дополнялось именем владельца. Бывало и так, что во время войны оборонительное сооружение полностью исчезало – на месте его строилось новое поселение, но с двойным названием. Одна часть – продолжала традицию именования места, другая – была связана с именем владельца. Автор статьи проводит аналогию с названием Микуль-Городок в Октябрьском районе, что на Гомельщине, т.е. это – «городок Микулы». Возможно, также произошло и название Кожан-Городок. Первая часть – это прозвище владельца, которое связано  со словом «кожан» – «кафтан или охабень из мягкой кожи, без шерсти». Не исключено, что и в названии Давыд-Городок отражено не имя князя, а «рыбака Давида», о ком гласит предание, потому что давняя производственно-торговая специальность «городчуков» (как говорят у нас) – рыболовство на реке Горынь.

Прозвище вероятного владельца Кожан-Городка, видимо, отражало иную ремесленно-торговую специализацию этого селения. Старожилы помнят местное «коллективное прозвище» жителей Кожан-Городка – «кожаны», т.е. скорняки. Это сохранилось и в народных преданиях. Они гласят, что в Кожан-Городке издавна жили ремесленники, которые занимались выделкой овечьих шкур, их продажей, изготовлением «кожанов» – их здесь называют полушубками. Среди населения окрестных деревень жители Кожан-Городка известны как «мещане» (по-местному – «машчане»). Такие же коллективные прозвища имеют и жители соседних селений: Лахвы – «козинцы» (что происходит из соответствующего предания), Ракитно – «цыбульники» (здешние крестьяне занимались выращиванием и продажей лука).

Старожилы Кожан-Городка сохранили предание о том, что в давние времена их селение находилось ближе к Припяти в урочище Гарбарова Гора. В переводе с белорусского «гарбар» – это «кожевенник, кожемяка». Значит, название урочища удивительным образом отражает специфику древнего ремесленно-торгового центра, которым был Кожан-Городок. Как известно, археологические материалы датируют поселение на Гарбаровой Горе VI-VII веками. Может быть, кожевенным производством занимались еще самые древние славянские поселенцы этих мест. Автор статьи высказывает предположение, что название Кожан-Городок может быть связано не с именем владельца, а с первоначальным коллективным прозвищем местного населения – «кожаны»?!

Вокруг Кожан-Городка много интересных мест с не менее интересными названиями. Есть урочище Княжьи (Князёвы) Горы – по преданию, в древности здесь охотился какой-то князь, имя которого утеряно в глубине веков. По другим преданиям, это место называется Татарскими Могилами – видимо, речь идет о курганном могильнике. В урочище Видыш, или Видиуш-Гора, как считают местные старожилы, похоронен… знаменитый римский поэт Овидий. На этой возвышенности неоднократно находили и находят лепную керамику и иные предметы – «следы другой жизни». Согласно преданию об урочище Пинчукова Гора, это было местом встречи язычников. Дно речки Цна в районе Кожан-Городка устлано почерневшей «железной» дубовой древесиной. В давние времена жители Кожан-Городка доставали эти материалы и использовали их для строительства. В 1930-е гг. мореный дуб из р. Цны продавали для изготовления дорогой мебели.

Показать больше

Похожие статьи

2 комментария Комментариев

  1. Па матэрыялах доктара філасофскіх навук А. Рогалева падрыхтаваў наш зямляк Леў Коласаў.

  2. Кто автор статьи? Будет ли что-либо подобное про другие поселения района? А вообще классно и доступно. Очень нужные статьи.Такими и должны быть рассказы про настоящую историю лунинецкого края.

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть