КАК УМУДРИТЬ СЕРДЦЕ?

15 февраля отмечаем Сретение Господне. Этот христианский праздник в духовном смысле символизирует встречу Нового Завета с Ветхим, которые остаются двумя неразрывными частями Священного Писания.
Как же определяется духовно-нравственное становление человека в Ветхом Завете? Цель воспитания вытекает из жизни самого избранного народа. Идеалом была святость, которую понимали как абсолютную верность закону. От отцов семейств требовалось научить детей непрестанно помнить о Боге. Внушать закон сыновьям и дочерям предписывалось «сидя в доме и идя дорогою, ложась и вставая». Вместе с наставлениями малышей знакомили с историей жизни родного народа. Воспитание определяло обязанности, отсекало в детях греховные наклонности, которые проявляются с ранних лет. 
Согласно Божественному Писанию, человек не должен считать разум с его природными познавательными и творческими силами основным руководящим началом жизни. Для премудрости есть «страх Господень». Такое воспитание начинается в детском возрасте: «Наставь юношу при начале пути – он не уклонится от него, когда и состарится».
От детей требовалось: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо на земле». Почтительность к родителям сливалась со страхом перед Богом: «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные!». Произнесший хулу на отца или мать, подвергался проклятию и осуждался на смертную казнь. Такая же участь постигала и того, кто осмеливался ударить родителей. Почтение переносилось и на отношения младших к старшим: «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца».
Когда дети не выполняли то, что предписывали родители, врачеванием против грехов служило наказание. Но в суровости и проявлялась родительская любовь. Обучение состояло в усвоении закона, познании благодеяний, которые Бог оказал своему народу, и воспоминаний, сохранившихся в истории. 
Первое попечение о детях было заботой матери. Главной заботой отца было возбуждение в сыне и дочери религиозного чувства и приучение к обычаям и праздникам. Воспитание и обучение взаимопроникали друг в друга, при этом – обретали национально-исторический характер. 
Общественных школ долго не существовало. В деле обучения закону помощниками семьи являлись священники. Ветхозаветное воспитание всецело основывалось на началах религии.
Печальный опыт стран древнего мира показывает: расцвет материального благополучия приносит с собой отказ от традиционных нравов, что ведет к упадку государства и разложению общества, а в воспитании – к падению педагогических идеалов. Это случилось и с избранным народом, когда он забыл о Боге. Основа воспитания осталась прежней, но изменился идеал. Не благоговение Творца, которое коренилось в сердце человека, а особая законническая праведность стала служить идеалом. Требовались не столько религиозные чувства, сколько знание многочисленных предписаний. Мудрость осваивалась не через «страх Господень», а приобреталась путем изучения юридических норм закона. Действующим органом стал ум человека, а не его сердце.
Объективно оценивая действительность, знаем, что все государства озабочены кризисом семьи. Христиане, взяв многие поучения богоизбранного народа из Ветхого Завета, по Новому Завету усваивают Заповеди Христа и находят путь к спасению. 
Иерей Сергий ЧИЖ, настоятель Спасо-Преображенского храма д. Язвинки.
Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть