Крестная Жертва – основа ХРИСТИАНСТВА

На вопросы читателей «ЛН» отвечает кандидат богословия настоятель Преображенского храма д. Язвинки иерей Сергий ЧИЖ.

Что значит христианство?

– Это восприятие на себя всего естества, всего нашего повреждения, всего искажения, которое постигло Адама, а затем всех его потомков в силу отпадения от Бога. Это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого. Христос за нас стал клятвою и грехом. В других религиях основатель являлся не кем иным, как проповедником учения нового или старого, давно забытого. Он – учитель, провозвестник Бога, возвещающий путь спасения. Учитель – только труба Бога, главное же – то учение, которое он передает от Бога. Основатель в других религиях всегда находится на втором плане по отношению к возвещаемому им учению. Существо религии от него не зависит, он, так сказать, заменим. Религия нисколько не пострадала бы, если бы ее возвестил другой учитель или пророк. Например, Ислам спокойно мог бы существовать, если бы вместо Мухаммеда оказался кто-то другой. Это касается всех религий, потому что функции основателей этих религий заключались в их учении, которое они предлагали людям. Христианство мог бы основать, например, святой Иоанн Креститель? – Он мог бы сказать о нравственном учении, о некоторых истинах веры, но не было бы самого главного – Жертвы! Без Крестной Жертвы Богочеловека Иисуса Христа нет христианства! Как выразить существо христианства не просто словом – Христос? – Оно состоит в Кресте Христовом и Его Воскресении, через которые человечество получило возможность восстановления того падшего образа Божия, носителями которого мы являемся. Для единения с Богом необходимо соответствующее воссоздание человеческой природы. Христос восстановил ее в Самом Себе и дал возможность сделать подобное каждому из людей. Что отличает христианство от учения всех других религий? – В других религиях учение о Боге представляется как Бог праведный, милостивый судия, справедливый, но не более. Христианство утверждает, что Бог есть любовь и только любовь. Он неподвластен никаким чувствам: гневу, страданию, наказанию, мести и т.д. Эта мысль присуща всему Преданию нашей Церкви. Преподобный Антоний Великий говорит: «Бог благ и бесстрастен. Мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а, делаясь злыми, становимся отверженными от Него. А сие значит не то, что Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили или переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость. Так что сказать: «Бог отвращается от злых» – есть то же самое, что сказать: «Солнце скрывается от лишенных зрения». Это – совершенно новое, уникальное в истории человечества понимание Бога. В естественных религиях это было немыслимо. И хотя две тысячи лет существует христианство, даже среди христиан это малоприемлемо. Страстный человек, господствующий в нашей душе, ищет земной правды, карающей злодеев и награждающей праведников, и потому величайшее откровение Божие о том, что Бог есть любовь и только любовь, никак не принимается человеческим сознанием. По любви и только по любви, а не для «удовлетворения» так называемой Правде Божией, не для «выкупа» Бог послал и Сына Своего Единородного… Трудно воспринять особенность христианства, которая касается существа духовной жизни человека. – Христианство устремлено не на заработок блаженства и рая, а всецело – на исцеление души. Преподобный Симеон Новый Богослов указывает: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека (т.е. открывает человеку) его немощи». Обратим внимание: исполнение заповедей делает человека не чудотворцем, пророком, учителем, не достойным всяких наград, даров, сверхъестественных сил, – что является целью и следствием «исполнения» заповедей во всех религиях. Нет. Христианский путь ведет человека к тому, чтобы человек увидел глубочайшую поврежденность человеческого существа, ради исцеления которой воплотился Бог Слово и без познания которой человек в принципе неспособен ни к правильной духовной жизни, ни к принятию Христа Спасителя. Сложно согласиться с тем, что в христианстве открывается человеку его истинная суть – состояние глубочайшего повреждения и падения. С какой стороны ни прикоснись ко мне – я весь болен, не так ли? –Только в сознании этой немощи у человека возникает правильная духовная сила. Тогда становится человек силен, когда Бог входит в него. Апостол Петр каким сильным себя чувствовал? И что? Пошел по воде, убоялся ветра и начал тонуть. Обещал даже умереть за Христа, но отрекся от Него. Апостол Павел что о себе пишет: «Сила моя в немощи совершается». Оказывается, только через познание себя, какой я есть на самом деле, в человека входит Господь, и тогда действительно человек приобретает силу. Без чего православию невозможно быть? – Величайшая суть, выраженная в главнейшем празднике, Пасхе, – догмат Воскресения. Христианство говорит не просто о том, что душа соединяется с Богом, что душа будет испытывать те или иные состояния. Нет, оно утверждает, что человек – это душа и тело, это единое духовно-телесное существо. В обновленном человеке все изменяется, не только душа, ум, чувства, но и само тело. Христианство говорит о воскресении как факте, который последует вследствие Воскресения Христова. Весть о Воскресении пронизывает все христианское сознание на протяжении всех 2000 лет. Величайшие святые, достигшие озарения Божия и просвещения ума, утверждали со всей силой и категоричностью эту истину. Христианство есть религия, которая не вне нас и которую можем созерцать как некий умозрительный объект, рассматривая сходство и различия между ним и другими объектами. Но христианином человек становится только тогда, когда увидит, что не может избавиться от мучающих его страстей, грехов. Помните, у Данте в «Аде»: «Так завистью пылала кровь моя, что, если было хорошо другому, ты видел бы, как зеленею я». Вот оно, мученье. Любая страсть приносит человеку страдания. И лишь когда он приступает к христианской жизни, тогда начинает видеть, что такое грех, что такое страсть, какой это ужас, начинает видеть необходимость Бога Спасителя. Один Бог спасет и исцелит, даст возможность стать истинным сыном Божиим. Другой – обещает все блага земные на миг времени. В человеческом сознании постоянно идет борьба между ветхим и новым человеком. Какого Бога выберет человек: Бога Христа или бога антихриста? – В любом случае мы должны помнить, что не розовые очки и не «мудрость» страуса, зарывающего голову в песок при неизбежной опасности, спасет тебя от мира страстей (т.е. страданий), живущих в душе, но лишь мужественный и честный взгляд на самого себя, на свои так называемые силы и осознание своей глубокой духовной нищеты откроет нам истинное спасение и истинного Спасителя – Христа, в котором заключено все наше благо вечной жизни.

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Не копируйте текст!
Закрыть
Закрыть