Лунинецкий МОСТ
(Окончание. Начало в №76)
Ныне «хозяином» моста является дистанция пути. Мостовой мастер Вячеслав ЯВОРСКИЙ рассказывает:
– Историческое сооружение действительно вступило в строй в 1947-м, хотя «Технический проект капитального восстановления пешеходного моста на ст. Лунинец Брест-Литовской железной дороги” был согласован еще 19.12.1944 г. Он сохранился в архиве предприятия. Осуществил работу проектно-восстановительный отдел организации «Союзтранспроект-Сибитранспроект» Народного Комиссариата Путей Сообщения СССР. На документе расписались те, кто его готовил: исполнил проект «Серых», проверил «Мачнев», начальник группы «Карманов», начальник отдела «Шамрай». Согласно документу:
«1. Мост был построен в 1912 году.
2. Фундаменты бутовые, башмаки бутобетонные с большим содержанием крупного камня.
3. Опоры рельсовые, типа ниже IVа, связи из уголков 75х50х8; фасон б=8 мм; заклепки d=14 и 20 мм.
4. Пролетные строения из прокатных двутавровых балок №38 с поперечными и продольными связями из уголков.
5. Ходовое полотно – шириной 2,20 метра из деревянного настила толщиной 8 см по поперечным брусьям сеч. 12х16 см уложенным через 1,5-1,6 м. Перила металлические.
6. Температурные швы в каждом пролете (за исключением 13-14) осуществляются овальными дырами болтового полустыка.
7. Подмостовой габарит по высоте – 6200 мм.
8. Характер разрушения:
а) подорвана 21 опора (из 26) с повреждениями 13 башмаков, пролетное строение 13-14, верхний марш привокзальной лестницы,
б) сгорело: деревянные элементы ходовой части и балки в пролетах 17-18 и 18-19,
в) от взрыва вокзала деформировались опора №1, перила, настил,
г) от ржавчины пострадали: балки пролетного строения в местах соприкасания с деревянными поперечинами (поражены до 2-3 мм), у косоуров привокзальной лестницы полка отделилась от стенки, болты, приукрепляющие деревянные части, поржавели на 2/3 сечения.
9. Общая картина поврежденного сооружения: просадка местами до 80 см (опора №11), смещение его вправо и влево от оси до 50 см с одновременным креном до 5-10 см.
10. Восстановление сооружения заключается в исправлении, замене и ремонте отдельных его элементов, запроектировано в металле на сварке.
11. В проекте разработано: опоры на листе 2/4, пролетное строение на листе 3/4, лестница на листе 4/4.
12. Чертеж составлен по материалам натурного обследования 14-17 ноября 1944 г.
14. Все размеры на чертеже даны в см».
Согласно этому же документу, длина моста составляет 228,83 метра, высота – 5,95, ширина – 2,15 метра. Кроме крайних, сходы были на 14-й опоре. Путей имелось 14.
В 1987-м, как отмечено в последующих документах, «мост был восстановлен с заменой металлических пролетов и устоев на железобетонные». Работы производил Брестский мостоотряд №58. Новый мост построен на несколько метров южнее старого. Нынешняя длина его – 154 метра, высота – 7,48, ширина – 3 метра. Имеется 8 опор и 5 пролетов. Сходы только в начале и на завершении моста.
Путей ныне 16: с 1-го по 10-й – Восточный парк (для приемо-отправки пассажирских и транзитных грузовых поездов), с 11-го по 16-й – Западный (для поездов, которые поступают на переработку).
Знайшлі фатаздымак вакзалу 1918 г., падпісанага як «Вакзал у гомелі». Глядзіце па спасылцы:
https://vk.com/stary_homel?z=photo-90153546_405912026%2Fwall-90153546_1772
Вялікі дзякуй.