На военной службе – ПТИЦЫ МИРА

Необычные факты из прошлого содержатся в книге И.С. Блиоха «Будущая война в техническом, экономическом и политическом отношениях» (1890, Санкт-Петербург). Автор описал состояние и перспективы развития в России военной голубиной почты, которая, как оказалось, действовала и в Лунинце. Голуби как почтальоны давно использовались человеком. При благоприятных условиях птицы довольно быстро доставляли сообщения в пункт назначения. В середине ХІХ века средняя скорость их полета составляла 72-84 версты в час. В 1888 году образуются 5 военных почтово-голубиных станций: в Бресте, Варшаве, Ново-Георгиевске, Ивангороде и Лунинце. Позже, в конце ХІХ – начале ХХ века, подобные крылатые почты были созданы в Барановичах, Белостоке, крепости Осовец. На каждой содержалось столько голубей, чтобы в случае необходимости можно было выслать по нужному направлению до 250 птиц. В одних крепостях станции были подведомственны коменданту, в других – начальнику штаба. Военно-голубиная почта находилась в ведении инженерного управления. Пока не удалось установить фамилию и воинское звание начальника «пернатого подразделения» в Лунинце, но поиски продолжаются. Крепостные голубятни были невидимы с поля боя, не могли пострадать от артиллерийского огня или быть захвачены атакой противника. Они были светлыми и добротно устроенными. Инструкцией для военно-голубиных станций подробно расписывался порядок подготовки голубей. Птиц тренировали «только по одному направлению». Маршруты полетов утверждались Главным инженерным управлением, в основном, вдоль железных дорог. Голубей выпускали в тихую, раннюю, ясную погоду утром. Главное внимание обращалось на «надежность возвращения, не придавая слишком большого внимания быстроте перелетов». Если при первом вылете расстояние давалось в 10 верст, то при десятом – 250 и более (до 4000) верст. После перелета голубям давался отдых. Обращение с птицами «должно быть спокойное, без резких движений, тогда они настолько приручаются, что легко позволяют брать себя в руки». Каждый голубь получал свой номер на всю жизнь. Нумерация была общей для голубятни каждой станции. Кольцо надевалось «голубенку на ножку не позже восьми дней по вылуплению, в четный год на правую, а в нечетный – на левую ножку». На кольце указывались: год рождения, номер, название станции и был изображен герб Российской империи. Номер был пятизначный: две первые цифры означали год рождения, вторые три – соответственно номер голубя. Кроме того, номер ставился штампом на наружной стороне крыла. Сообщения, посылаемые голубями – депеши, писались «мелко, но разборчиво, на тонкой, не пропускающей чернил папиросной бумаге» или же изготовлялись фотографическим способом (в этом случае их называли «пелликюли»). Вес депеши не должен был превышать один золотник. При необходимости отправить сообщение голубей доставляли в штаб крепости. Там в присутствии офицера штаба изготавливали и прикрепляли депешу. С каждой выпускалось одновременно определенное число птиц, в зависимости от расстояния, погоды, важности сообщения. По прибытии в голубятню голубя с депешей, она немедленно снималась, записывалась в журнале и представлялась коменданту. «Служба» у почтовых голубей была непростая, подготовка длительная и сложная. И продолжалась она долго, вплоть до середины ХХ века. Голубей активно использовала Красная армия. Например, голубиная станция в 50 птиц, которую обслуживали шесть человек, с ноября 1941 года и до конца войны находилась в составе 779-го отдельного батальона связи 332-й Ивановской стрелковой дивизии им. Фрунзе. Она особо отличилась при освобождении Беларуси – удостоена почетного наименования «Полоцкая» и ордена Суворова ІІ степени. В подвигах и славе воинов дивизии есть доля и маленьких птиц, называемых символом мира, – почтовых голубей.

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть