Христианство на БЕЛОЙ РУСИ
На вопросы читателей «ЛН» отвечает кандидат богословия
настоятель Преображенского храма д. Язвинки иерей Сергий ЧИЖ.
Летопись повествует: апостол Андрей, направляясь из Крыма в
Рим и проповедуя учение Христово, приплыл по Днепру к тем горам, где
впоследствии встанет Киев. А кто принес христианство на Белую Русь?
–Все
племена, названные Русью, исповедовали язычество. Главным божеством был Перун.
Его капища и идолы стояли во всех городах, и люди приносили им жертвы. Грубость
нравов и крайнее невежество господствовали повсюду. Народ погибал во мраке
суеверий и идолопоклонства. Начало православия на белорусских землях неразрывно
связано с крещением Руси киевским князем Владимиром в 988 г.О первых христианах в Киевской Руси известно и до 988 г.
–Во времена правления князя Игоря (912-945 гг.) христианской
была часть варяжской княжеской дружины. Против греков и русы-христиане, и
русы-язычники выступали совместно, и никаких противоречий на религиозной почве
внутри «рода русского» не было… В 959 г. княгиня Ольга побывала в Византии и
там обрела христианскую веру, получив в крещении имя Елены. Ее сын, князь
Святослав (правивший в период 945-972 гг.), увы, до конца жизни оставался
язычником.
Но ведь язычником в первые годы правления был и князь
Владимир Святославич (972-1015 гг.)?
–При нем в Киеве впервые произошла попытка человеческих
жертвоприношений. В 983 г. князь вернулся из победного похода на ятвягов. В
честь триумфа решили принести жертвы языческим богам. Старцы и бояре бросили
жребий на отроков и девиц. Жребий выпал на варяга-христианина, но его отец
отказался отдать сына. Возбужденная толпа убила обоих. Варяг и его сын
исторически стали первыми на Руси мучениками за христианскую веру.
Когда и где крестился князь Владимир?
–В
987 г. в в греческой колонии – г. Херсонесе (Крым). В следующем году по его
велению и при его активном участии греческое духовенство крестило дружину
князя, его бояр и жителей Киева. Крещение их было совершено в реке Днепр в
торжественной обстановке. Это событие запечатлено в истории под названием
Крещение Руси и стало началом сложного и долговременного процесса христианизации
огромного Древнерусского государства, государственного объединения
восточнославянских племен.
Из истории известно, что в 990 г. князь Владимир
разделил Русскую землю на 12 княжений, по числу своих сыновей. Вместе с ними
были посланы священники, которые должны были учить и крестить людей, ставить
церкви. В Полоцк был поставлен в 992 г. князь Изяслав.
–Вслед за Киевом христианство приняла высшая знать
Полоцка – приближенные князя. Вместе с ним был послан епископ для укрепления
новокрещенных в вере и для организации церковной жизни и дальнейшего
распространения христианства. Это был Мина (ум. в 1116), который долгое время
подвизался в Киево-Печерском монастыре. 13 декабря 1105 г. был рукоположен во
епископа Полоцкого. Память Святителя чтится 3 июля.
Именно эта дата – 992 год – и есть начало бытия Полоцкой
епархии и Православной Церкви на Белой Руси. К ней относились области Минская, Витебская, Мстиславльская и Могилевская.
Как принятие Киевом новой веры из Византии не приковало его политически
к этой империи, так и приход христианства из Киева в Полоцк никогда не
содействовал подчинению Полоцкого княжества киевскому князю. Наоборот, именно с
принятием христианства начался важнейший этап государственного становления
Белой Руси. Основание Полоцкой епархии утверждало в этом княжестве его
самостоятельность и постепенно вводило его под именем Белой Руси в семью
европейских народов.В 2010 году отмечался
юбилей Туровской епископской кафедры.
–Сохранилось древнее летописное сказание: «Третие
богомолие епископию постави в Турове в лето 6513 (1005) и придах к ней городы и
погосты в послушание и священие, и благословение держати себе Туровской
епископии: Пинск, Новогородок, Городен, Берестье (Брест), Волковыеск, Здитов,
Неблестеск, Дубовица, Высочко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смедяне, и
поставих перваго епископа Фому, и придах села, винограды, земли бортныя,
волости со всеми придатки… Святому Спасу и святей Богородице». Границы епископии
простирались далеко на запад, охватывая всю Западную Беларусь без Виленщины, а
также небольшую часть нынешней Волыни. В 1440 г. кафедра епископов туровских
была перенесена в г. Пинск.
Подготовила Татьяна КОНОПАЦКАЯ.