ПОРЯДОК ПРИЕМА НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
В связи с возникающими в повседневной работе вопросов по порядку приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет как со стороны индивидуальных предпринимателей, выступающих в качестве продавцов, так и со стороны покупателей, инспекция МНС Республики Беларусь по Лунинецкому району разъясняет некоторые вопросы порядка приема наличных денежных средств.
Так в соответствие с подпунктом 1.13 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством.
Такой порядок определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 N 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее — Постановление N 18/1).
По общему правилу юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) принимают наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением КСА и (или) специальных компьютерных систем (СКС), билетопечатающих машин, таксометров (подпункт 2.1 пункта 2 Постановления N 18/1).
Вместе с тем подпунктом 2.2 пункта 2 Постановления N 18/1 определены случаи, когда юридические лица и ИП вправе принимать наличные денежные средства при оказании услуг без применения КСА и СКС.
В данной статье хотелось бы обратить внимание, что в целях усиления государственного контроля за наличной выручкой при реализации дорогостоящих товаров (бытовая техника, трикотажные изделия, обувь и т.п.), а также при оказании услуг в сфере строительства и ремонта, при оказании бытовых услуг населению и в ряде других случаев предусмотрена обязанность оформления продавцом (исполнителем) первичного учетного документа по каждому факту приема наличных денежных средств.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 постановления N 18/1 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием наличных денежных средств при продаже товаров без применения кассовых суммирующих аппаратов в случаях, предусмотренных в подпунктах 2.2.1 — 2.2.3 пункта 2 постановления N 18/1 (а именно в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью не более трех продавцов; при осуществлении розничной торговли на торговых местах на рынках и ярмарках; при осуществлении разносной и развозной торговли товарами) при условии, что стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает три базовые величины, оформляют в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных денежных средств первичным учетным документом, информация об изготовлении и реализации которого заносится в электронную базу данных (ЭБД).
К первичным учетным документам, информация об изготовлении и реализации которых заносится в ЭБД и с использованием которых осуществляется прием наличных денежных средств, относятся такие первичные учетные документы, как бланки приходного кассового ордера формы КО-1, талона формы 20-фс, квитанции формы КВ-1 и ряд других специализированных форм.
Прием наличных денежных средств при продаже товаров в случаях, предусмотренных в подпунктах 2.2.1 — 2.2.3 постановления N 18/1, когда стоимость единицы реализуемых непродовольственных товаров менее трех базовых величин, осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены) общей суммы выручки за рабочий день (смену) без оформления приходного кассового ордера по каждому факту приема наличных денежных средств.
Вместе с тем такой порядок приема наличных денежных средств не освобождает продавца (изготовителя, исполнителя) от выдачи по требованию покупателя (потребителя) документа, подтверждающего факт покупки товара, выполнения работы и оказания услуги в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 90-З «О защите прав потребителей». При этом необходимо учесть, что при оформлении в соответствии с законодательством либо по требованию покупателя на сумму принятых наличных денежных средств первичного учетного документа, информация об изготовлении и реализации бланка которого заносится в ЭБД, отраженная в таком документе сумма принятых наличных денежных средств не включается в общую сумму принятых наличных денежных средств при оформлении приходного кассового ордера в конце рабочего дня (смены).
К сведению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, следует учесть, что стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара — это его цена за штуку, метр, килограмм, литр и т.д. В случае, если осуществляется реализация товара, стоимость которого определена за условный метр, килограмм, литр, то стоимостью единицы продаваемого непродовольственного товара будет являться его цена за метр, килограмм, литр.
ПРИМЕР:
Покупатель приобрел 5 м линолеума по цене 50,0 тыс.руб. за 1 м. Общая стоимость покупки товара составила 250,0 тыс.руб. В данной ситуации стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет 50,0 тыс.руб. и соответственно не превышает 3 базовые величины.
Продавец не обязан оформлять покупателю талон формы 20-фс при реализации таких товаров независимо от стоимости покупки.
ПРИМЕР:
На торговом месте на рынке осуществляется розничная торговля обувью. Покупатель приобрел одну пару ботинок по цене 250,0 тыс.руб.
В данной ситуации стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара (одна пара ботинок) составляет 250,0 тыс.руб. и соответственно превышает 3 базовые величины. Следовательно, продавец обязан при приеме наличных денежных средств от покупателя оформить первичный учетный документ (талон формы 20-фс), информация об изготовлении и реализации которого занесена в ЭБД.
Более подробную информацию о порядке приема денежных средств при реализации товаров за наличный расчет можно получить в инспекции МНС Республики Беларусь по Лунинецкому району или по телефону 2-39-38.
Начальник отдела налогообложения
индивидуальных предпринимателей
Виктор Григорьевич Паулич