Лунинецкий МОСТ

(Окончание. Начало в №76)
Ныне «хозяином» моста является дистанция пути. Мостовой мастер Вячеслав ЯВОРСКИЙ рассказывает:
– Историческое сооружение действительно вступило в строй в 1947-м, хотя «Технический проект капитального восстановления пешеходного моста на ст. Лунинец Брест-Литовской железной дороги” был согласован еще 19.12.1944 г. Он сохранился в архиве предприятия. Осуществил работу проектно-восстановительный отдел организации «Союзтранспроект-Сибитранспроект» Народного Комиссариата Путей Сообщения СССР. На документе расписались те, кто его готовил: исполнил проект «Серых», проверил «Мачнев», начальник группы «Карманов», начальник отдела «Шамрай». Согласно документу:
«1. Мост был построен в 1912 году. 
2. Фундаменты бутовые, башмаки бутобетонные с большим содержанием крупного камня. 
3. Опоры рельсовые, типа ниже IVа, связи из уголков 75х50х8; фасон б=8 мм; заклепки d=14 и 20 мм.
4. Пролетные строения из прокатных двутавровых балок №38 с поперечными и продольными связями из уголков.
5. Ходовое полотно – шириной 2,20 метра из деревянного настила толщиной 8 см по поперечным брусьям сеч. 12х16 см уложенным через 1,5-1,6 м. Перила металлические.
6. Температурные швы в каждом пролете (за исключением 13-14) осуществляются овальными дырами болтового полустыка.
7. Подмостовой габарит по высоте – 6200 мм.
8. Характер разрушения:
а) подорвана 21 опора (из 26) с повреждениями 13 башмаков, пролетное строение 13-14, верхний марш привокзальной лестницы,
б) сгорело: деревянные элементы ходовой части и балки в пролетах 17-18 и 18-19,
в) от взрыва вокзала деформировались опора №1, перила, настил,
г) от ржавчины пострадали: балки пролетного строения в местах соприкасания с деревянными поперечинами (поражены до 2-3 мм), у косоуров привокзальной лестницы полка отделилась от стенки, болты, приукрепляющие деревянные части, поржавели на 2/3 сечения.
9. Общая картина поврежденного сооружения: просадка местами до 80 см (опора №11),  смещение его вправо и влево от оси до 50 см с одновременным креном до 5-10 см.
10. Восстановление сооружения заключается в исправлении, замене и ремонте отдельных его элементов, запроектировано в металле на сварке.
11. В проекте разработано: опоры на листе 2/4, пролетное строение на листе 3/4, лестница на листе 4/4.
12. Чертеж составлен по материалам натурного обследования 14-17 ноября 1944 г.
14. Все размеры на чертеже даны в см».  
Согласно этому же документу, длина моста составляет 228,83 метра, высота – 5,95, ширина – 2,15 метра. Кроме крайних, сходы были на 14-й опоре. Путей имелось 14. 
В 1987-м, как отмечено в последующих документах, «мост был восстановлен с заменой металлических пролетов и устоев на железобетонные». Работы производил Брестский мостоотряд №58. Новый мост построен на несколько метров южнее старого. Нынешняя длина его – 154 метра, высота – 7,48, ширина – 3 метра. Имеется 8 опор и 5 пролетов. Сходы только в начале и на завершении моста. 
Путей ныне 16: с 1-го по 10-й – Восточный парк (для приемо-отправки пассажирских и транзитных грузовых поездов), с 11-го по 16-й – Западный (для поездов, которые поступают на переработку). 
Показать больше

Похожие статьи

Лунинецкий МОСТ

Неожиданный, необычный и ценный подарок получил из Германии. Его прислал мой друг и партнер – филателист из Потсдама Карстен Альслебен. Это старая открытка, которую из нашего города в октябре 1918-го выслал рядовой 386-го пехотного полка ландсвера кайзеровской армии Верман Хан в город Росток (Германия) своей дочери – «фройлян Фиде». Она отправлена через полевую почту №154, расквартированную в Лунинце. В письме солдат не пишет ничего интересного – обычное письмо любимой дочери. Открытка более интересна нам лицевой стороной.

Здесь изображены пешеходный железнодорожный мост и вокзал  Лунинца. Отчетливо видны металлические перила с незатейливым узором, дощатый настил. На мосту стоят два немецких солдата – часовые, охраняя важный объект. Видна фигура женщины, несущей поклажу на плече. 
Каким интересным был старый вокзал! Большие арочные окна и двери, декор в верхней и нижней частях здания… На стене видны небольшие доски для объявлений – возможно, на них вывешивались распоряжения военной администрации. На фронтоне вокзала нет русской надписи «Лунинецъ». Видимо, она замазана, ниже просматривается небольшая шильдочка с надписью по-немецки «Luninez». За вокзалом слева – печные трубы и часть крыши какого-то станционного здания.
Слева от моста видны небольшие деревянные постройки, фонари на перроне, металлический забор, отделяющий территорию вокзала от города, группы людей, возможно, железнодорожников. На переднем плане – слева и справа от моста – паровозы. Левее находилось здание депо с веерным поворотным кругом. Железнодорожные пути – пусты, что дает возможность рассмотреть весь комплекс станции Лунинец. В правом углу открытки надпись по-немецки «Luninez».
Подобные открытки с видами оккупированных городов – Пинска, Лунинца, Баранович, Гродно, Лиды и т.д. – немецкая военная администрация выпускала постоянно, как в годы Первой мировой, так и после нее. Сегодня они являются исторической ценностью, донося до нас давно исчезнувший облик родных мест…
Пешеходный мост через железную дорогу был возведен в начале ХХ века, когда было завершено строительство основных станционных зданий и появилась необходимость соединить удобной дорогой «посад Лунинец» (Залесье) с селом Лунинец (так административно делился наш город в то время). Довоенный мост был длиннее нынешнего. Там, где он сейчас заканчивается, ранее находился служебный спуск для работников депо, электростанции, пожарного поезда, жильцов железнодорожных домов, расположенных под мостом. Иногда эти сходы даже запирались специальной калиткой. Заканчивался спуском-ступеньками почти у самой дороги, идущей вдоль первых домов Залесья. Эта часть моста была проложена над крышами домов, покрашенными красной и зеленой краской. В них жили начальник депо, его заместитель, начальник пожарного поезда и ряд других семейств руководящего состава станции. Мост проходил над дворами домов, среди высоких деревьев, которые создавали своеобразный зеленый тоннель, и несколькими железнодорожными путями, идущими из вагонного депо.
Вокзал, несколько модернизированный в 1930-е гг., был подорван отступающими немецкими войсками в июле 1944-го. Оккупанты также подорвали железные опоры моста, который рухнул на перрон и пути. Деревянный настил сгорел. Сгорели и дома. 
Когда в город вступили части Красной Армии, военные саперы подняли мост, но полностью он не был восстановлен. В первые послевоенные годы в станционном хозяйстве Лунинца, да и на всей тогдашней Брест-Литовской железной дороге, было много более важных «дыр», которые необходимо было срочно «залатать». Пешеходный мост не входил в число первоочередных дел. В 1944-1946 гг. жители Залесья вынуждены были обходить составы, залезать на тормозные площадки поездов, а то и подлезать под стоящие вагоны, рискуя жизнью, чтобы пересечь пути и достичь города – почты, базара, магазинов, а затем таким же путем вернуться домой. Восстановлением пешеходного моста были озабочены почти все лунинчане. Особенно волновались родители детей, которые учились в железнодорожной школе №5, что тогда размещалась на Залесье. Их беспокойство в газете «Сталинский маршрут» (номер за 21.09.1946) выразил машинист депо станции Лунинец И. Фролов:
«Давно был сооружен для прохода пешеходов через пути переходной мост. В настоящее время этот мост разрушен. Начальник Брест-Литовской дороги генерал-майор технических войск тов. Перцев на одном из совещаний обязал работников Мостостроя восстановить пешеходный мост в Лунинце. Руководство хозъединицы Лунинецкого узла горячо поддержало предложение и обязалось оказать помощь в восстановлении этого важного объекта. С тех пор прошло четыре месяца, как мостостроители обязались восстановить мост, и за это время ни одно предприятие практической помощи не оказало. Когда будет завершено восстановление пешеходного моста в Лунинце – неизвестно». 
Мост был восстановлен через год, что значительно облегчило жизнь горожан. Позднее, после ликвидации вагонного депо, были сняты некоторые пути (последний, идущий по ул. Гомельская, – летом 2011-го. – Ред.). 
Многие помнят старый металлический мост, единственный в своем роде по конструкции и виду перил, который и после войны еще 40 лет служил лунинчанам и гостям города. Уже в наше время он заменен стандартным бетонным мостом, «собратья» которого установлены во многих городах республики.
Продолжение следует. Лев КОЛОСОВ.    
Показать больше

Похожие статьи

2 комментария Комментариев

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть