СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Тезисы к пленарному совещанию руководителей и педагогов
района

     Уходящий
учебный год был для нас непростым и потребовал от учителей и руководителей
высокого профессионализма, от родителей – мудрости и понимания, от школьников –
особенного трудолюбия и настойчивости. Усилия отдела и учреждений образования
были направлены на реализацию государственной политики в сфере образования,
мероприятий Года предприимчивости и Года книги. Мы работали в обновленном
нормативно-правовом поле в связи с принятием Кодекса Республики Беларусь об
образовании.

     Минувший
учебный год в целом вызывает чувство удовлетворения от того, что сделано, и
вселяет оптимизм, придает уверенности в том, что и в наступающем учебном году у
нас все получится.

      Дошкольное
образование

     В районе
стабильно функционирует система дошкольного образования – в 37 учреждениях
получают дошкольное образование 3174 детей.

     Сформировано
целостное образовательное пространство, созданы новые типы, виды и профили
дошкольных учреждений, позволяющие обеспечить вариативность образовательного
процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка. Активно развиваются
новые формы организации дошкольного образования с кратковременным режимом
пребывания детей в дошкольных учреждениях (11 групп).

     В учреждениях
комплексно решаются все вопросы жизнедеятельности. Здесь показательна работа
микашевичского ясли-сада №1 (заведующий Н.А. Кислюк), Кожан-Городокского (Н.П.
Насеня), лунинецких ясли-садов № 3, 8, 10 (А.Н. Приборович, О.К. Поздникина,
Л.П. Шкабара). Особое внимание уделяется созданию здоровьесберегающей среды. На
сохранение и укрепление здоровья детей направлена работа санаторных групп.
Эффективная система оздоровительно-профилактической работы сложилась в
лунинецком ясли-саду №11 (Т.А. Шпак) и микашевичском ясли-саду №1 (Н.А.
Кислюк). Применение адаптивных здоровьесберегающих технологий, комплексный
подход к проведению физкультурных мероприятий привели к снижению заболеваемости
детей в целом по району.

     В связи с
интенсивным строительством жилья в Лунинце возрос спрос на места в дошкольные
учреждения. За три последних года дополнительно открыто 4 группы для детей
дошкольного возраста, выведены четыре первых класса из учреждений дошкольного
образования, но проблема остается актуальной. Кардинального решения требует и
вопрос повышения качественного состава педагогов дошкольных учреждений.

     Таким образом, первоочередной задачей
педагогических коллективов дошкольных учреждений является повышение уровня
профессиональной компетентности, путем сохранения квалифицированного кадрового
педагогического потенциала и решения комплекса мер по повышению престижа
педагогической деятельности в учреждениях дошкольного образования, повышение
качества обучения и воспитания детей, обеспечение безопасных условий
жизнедеятельности воспитанников, понижения уровня заболеваемости,
совершенствование управленческой деятельности.

    

     Общее среднее
образование

     В районе в
соответствии с приоритетами государственной образовательной политики обеспечено
устойчивое функционирование системы общего среднего образования.

     59%
выпускников 11 классов и 41,6% выпускников 9-х классов по итогам экзаменов
показали высокий и достаточный уровни общеобразовательной подготовки. Четырем
выпускникам района вручены аттестаты особого образца с награждением золотой
медалью. За особые успехи в изучении отдельных предметов 150 учащихся
награждены похвальными листами Министерства образования Республики Беларусь. 18
выпускников получили свидетельства  об
общем базовом образовании с отличием.

     По
предварительным результатам 2012 года поступление выпускников учреждений, обеспечивающих
получение общего среднего образования, в высшие учебные заведения составило
свыше 47% (2011 – 43,3%). Высокие результаты поступления показали выпускники
лицея г.Лунинца и Микашевичской гимназии им.В.И. Недведского – 95%, Лобчанской
средней школы – 75%, средней школы №4 г. Лунинца – 62%, Полесской средней школы
– 58%, К-Городкской и средней школы аг. Вулька 2 – 50%.

     На третьем
этапе республиканской олимпиады по учебным предметам наши дети завоевали 24
диплома и 8 похвальных отзывов – это лучший результат среди сельских районов
области. Лидерами в данном направлении являются учащиеся лицея г. Лунинца (Н.Н.
Павлович) – 14 дипломов. Стабильные результаты имеют гимназия им. В.И.
Недведского г.Микашевичи (С.П. Высоцкий), средние школы №1, 2 г.Лунинца (В.Л.
Филинович, В.П. Борисевич). Радуют своими успехами учащиеся сельских школ:
Дворецкой ясли-сад средней школы Большечучевичской, Богдановской средних школ,
средней школы аг. Вулька 2.

     Положительная
динамика прослеживается в научно-исследовательской деятельности школьников. 88%
участников областной конференции «С наукой в будущее» награждены дипломами. По
итогам республиканского конкурса исследовательских работ учащиеся лицея г.
Лунинца и Микашевичской гимназии им. В.И. Недведского награждены дипломами 1-й
и 2-й степени, а также премиями Специального фонда Президента Республики
Беларусь. Коллектив учащихся 10 – 11 классов лицея г. Лунинца награжден
дипломом 3-й степени на областном фестивале ученических театральных коллективов
на иностранном языке.

     Такие
результаты свидетельствуют о высоких способностях учащихся района, а также о
слаженной, кропотливой, профессиональной работе педагогов по выявлению и
развитию интеллектуальных способностей учащихся (Э.П. Кунда, Л.А. Тихончук,
М.Г. Бондаренко, И.А. Трегубов, Ю.М. Швед, В.А. Павлович, Ю.И. Кузьмич и др.).
Ежегодно поддерживает одаренную и талантливую молодежь районный исполнительный
комитет. В этом году на премирование учащихся из средств районного бюджета
выделено более 43 миллиона рублей.

     Одной из форм
трансляции положительной педагогической практики являются мастер-классы,
которые проводили учителя Ф.С. Веренич, Г.Н. Симонова, И.А. Грушевская, А.В.
Янковская. Наиболее ярким событием стал конкурс видеоуроков «Мой лучший урок»,
среди победителей О.Г. Орешкевич, Г.Н. Матюшевская, Н.И. Олешкевич, В.Е.
Демчук, Т.И. Плешевская, Л.Ф. Ковалевич. Функционирующие в районе инновационные
площадки Министерства образования Республики Беларусь (лицей г. Лунинца,
Микашевичская гимназия им. В.И. Недведского, средняя школа №2 г. Микашевичи)
подтверждают умение наших педагогов 
мыслить и трудиться по-новому.

    Мы стремимся
обеспечить возможность получения образования всем детям. В нашей поддержке
нуждаются и дети с особенностями психофизического развития. Всего на уровне
дошкольного и общего среднего образования специальной
коррекционно-педагогической помощью охвачено 95% детей (обл. 97.4%). На уровне
дошкольного образования открыто 7 групп (98 детей) для детей с тяжелыми
нарушениями речи,  8 пунктов коррекционно-педагогической
помощи (207 детей). Для учащихся с особенностями психофизического развития на
уровне общего среднего образования обеспечено интегрированное обучение и
воспитание:  30 классов интегрированного
обучения (53 учащихся), 8 пунктов коррекционно-педагогической помощи (190
детей). Для девяти детей с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата организован подвоз для занятий в ЦКРОиР. Если в 1996 году в условиях
образовательной интеграции обучалось менее 1% учащихся, то в 2011/2012 учебном
году – более  18%. К сожалению,
количество детей с особенностями психофизического развития ежегодно
растет.  Проблема есть и  ее надо решать совместными усилиями со всеми
заинтересованными службами.

     Уверенность в
завтрашнем дне призвана дать подрастающему поколению система воспитательной
работы. Большие возможности во вовлечении в общественную жизнь страны молодых
граждан предоставляют детские и молодежные общественные объединения. Всего в
общественное движение вовлечены 98,8% учащихся 2-11 классов.

     В каждой школе
функционируют секции, кружки, реализуются разнообразные творческие проекты,
особенно в шестой школьный день. В общей сложности 91,7% учащихся заняты в
объединениях по интересам на базе учреждений образования.

     С целью
организации свободного времени школьников отделом и учреждениями образования
проводятся общегородские и районные культурно-массовые и спортивные
мероприятия, творческие конкурсы и акции, круглые столы по различным
направлениям деятельности с участием заинтересованных специалистов; районная
круглогодичная спартакиада по различным видам спорта. Каждую вторую субботу
месяца в учреждениях образования проходят Дни здоровья. Принимаются меры по
организации досуга несовершеннолетних во время каникул, особое внимание уделено
оздоровлению детей. Всего в летний период было оздоровлено 3063 ребенка.

     Высокие
результаты школьников подтверждают, что потенцил педагогов района позволяет
качественно удовлетворять образовательные запросы учащихся, развивать их
творческие и интеллектуальные способности. В районе работает 1165
учителей-предметников. Из них свыше 90% с высшим образованием, 75% – с  высшей и первой квалификационной категорией.
Сложилась система взаимодействия учреждений профессионально-технического,
средне специального,  высшего и общего
среднего образования по вопросам профессиональной ориентации молодежи, в
результате чего выпускники базовой и средней школы уже определились по
дальнейшим каналам обучения и трудоустройства.

     Благодаря
поддержке районного исполнительного комитета была проведена значительная работа
по укреплению материально-технической базы системы образования, создания
комфортных условий для проведения образовательного процесса. В районе созданы
условия для реализации и достижения требований образовательных стандартов,
эффективная система доступа учреждений к современным информационным
образовательным ресурсам и сети Интернет. Расширяется использование в
образовательном процессе компьютерных, информационных, мультимедийных систем,
современного учебного оборудования и средств обучения.

     Приоритеты
системы образования района в новом учебном году будут направлены на дальнейшее
повышение качества образования на всех его уровнях с использованием современных
информационных технологий, на что акцентировал внимание в послании к
белорусскому народу и Национальному собранию Президент Республики Беларусь
А.Г.Лукашенко.

     В наступающем
новом учебном году нам предстоит решать немало серьезных и ответственных
задач:  по реализации Декрета №18 «О
дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних; повышению
качества учебно-методического и кадрового обеспечения; укреплению
материально-технической базы учреждений и обеспечения их безопасного
функционирования. А достигнуть хороших результатов можно только благодаря
совместной качественной и эффективной работе. Все мы – управленческие кадры,
педагоги, ученики, родители – должны работать вместе, ибо только совместными
усилиями можно получить стабильный результат.

     В 2012/2013
учебном году продолжится экспериментальная работа по совершенствованию подходов
к осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности на первой
ступени. Это затронет учащихся 4 класса по учебным предметам «Музыка»,
«Изобразительное искусство»,  «Трудовое
обучение», «Физическая культура и здоровье». Оценка знаний будет проводиться на
содержательно-оценочной основе без выставления отметок. А для этого надо, чтобы
были готовы и педагоги, и родители, и, конечно, дети.

     1 сентября
начнется новый период серьезной работы, закладывающей прочный фундамент
конструктивного сотрудничества, дальнейших достижений и побед, развивающей
таланты и способности, приносящей вдохновение и желание добиваться поставленной
цели, помогающей решать сложные задачи и определять планы на перспективу. В
творческом союзе руководителей, трудовых коллективов, при поддержке родителей и
общественности, он будет полезным и действительно качественным для всей системы
образования в целом, так и для каждого ее участника. 

Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть